четверг, 22 сентября 2016 г.

СТЕРЕОТИПЫ. Часть I. БРОСАТЬ НЕЛЬЗЯ, ТЕРПЕТЬ. (1)



однажды вычеркнув из жизни
всё то что делал не любя
ты неожиданно встречаешь
себя


© teadrinker

В нашем обществе существует такое необъятное количество разрушительных стереотипов о том, как люди должны себя вести. Разрушительных по отношению к самому человеку или к тем связям, которые он строит с другими людьми. И многие из этих стереотипов отражены в народном творчестве, которое мы называем мудростью веков и которой безоговорочно верим, хотя многие пользуются пословицами и поговорками в усечённом варианте, что часто полностью меняет их смысл. Но мы игнорируем закон искажения информации и верим. Говорим: “Выжили же наши предки, и мы не поломаемся”. А если поломаемся? Во-первых, наши предки, как и мы, не были полностью здоровыми психологически, а значит, в традициях передали нам не самые светлые идеи. А во-вторых, не всякий опыт предков или любых других людей, пытающихся опытом своим поделиться со святой целью причинить добро, может быть полезен. Ну и в-третьих, время идёт, люди живут, общество и культура развиваются, и мы должны проверять все традиции, всю народную мудрость на адекватность тому миру, в котором мы живём сегодня. И кроме того, народная мудрость всегда ситуативна и не может охватывать все варианты жизненных событий.



Пословица есть такая: “Взялся за гуж — не говори, что не дюж”. И ещё много ей синонимичных. А суть их такова: если начал, то закончи, чего бы тебе это ни стоило. И это не просто пословица, это модель поведения, которая воспитывается у нас нашими родителями, а они её получили в свою очередь от их родителей, а те — от своих...

Но есть и очень много противоположных мыслей самых разных авторов, начиная с Карла Густава Юнга и Ошо, заканчивая Жванецким, цитата которого нынче встречается в каждом углу интернета: “Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека”.

Кстати, народная мудрость все эти здравые мысли побеждает: в комментариях к строчкам Жванецкого читатели рассуждают о том, что ещё лучше, чем уметь бросить, умение всё-таки закончить неприятное занятие, добить (заметьте, какое слово-то используют для рассказов о делах, от которых устали, — добить), дотерпеть, домучиться, выстрадать.

А если поломаемся?..

Если поломаемся, очарованное народной мудростью общество из самых добрых побуждений будет подбадривать самым неэффективным способом . Или упрекать, но опять же — надеясь поддержать, вразумить, вернуть на путь, с которого мы сбились.

Не сдавайся, держись!
Тебе слабо?
Что ты как тряпка?!
Ну и что ты ноешь?
Возьми себя в руки!
Мужики не сдаются!
Слабачка!
А кому легко?..
Ты не умеешь доводить начатое до конца.
Ты безответственный.
Вон ветер без рук, без ног, а ворота открывает!
У других людей похлеще твоих проблемы, и они не бросили!
Нет ничего невозможного, если по-настоящему хотеть.
Кто-то добился, и ты сможешь!
Ты же был так близко к цели…
Значит, тебе это было не важно…
Кто хочет, ищет возможности; кто не хочет — отговорки.

Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз не закончили что-то серьёзное, бросили что-то, чем давно занимались, от чего-то отказались, разорвали какие-то отношения, сдались… Вовсе не важно, по какой причине вы это сделали — вы совершили свой выбор, касающийся только вас и вашей жизни. И вспомните своё состояние после принятия этого решения. Было ли вам горько от того, что вы вынуждены что-то оставить? Было ли вам грустно? Ощущали ли вы бездонную пустоту в душе? Ощущали ли чувство утраты? Плакали ли вы, наконец? В какой поддержке вы нуждались? Хотели ли вы погрустить в объятиях близкого человека? Или с котом в одеяле? Какие слова вы хотели услышать от тех, с кем поделились своей печалью? И что с вами произошло, что вы почувствовали, когда услышали одну из перечисленных выше фраз?

Давайте я угадаю. Вы пожалели о том, что вообще рассказали. Вы разозлились на этого человека. Почувствовали вину за то, что злитесь, ведь он же хочет помочь, а вы такой неблагодарный… Может, повели себя агрессивно: накричали, хлопнули дверью, бросили какую-то вещь, например. И ещё больше вины за проявление агрессии. Или другой вариант: вы почувствовали такое жуткое бессилие, как будто из ваших тела и души высосали все силы двигаться, говорить, дышать, чувствовать и вообще существовать. И вы сдались ещё раз: замолчали, ссутулились, отгородились от собственных эмоций или тихо заплакали. Вы почувствовали себя одиноким и непонятым. У вас как будто выбили землю из-под ног, и вы оказались подвешены в воздухе. Совсем одни. Ваше горе, которым вы поделились, и ваша слабость, которую вы доверчиво показали другим людям, обернулись против вас, стали поводом для обесценивания ваших переживаний, для грубого сравнения с кем-то, для разочарования в вас и ваших силах, для маркирования ваших поступков и чувств как неправильных и ненормальных. Вы вышли из разговора разрушенными, ещё более грустными, но смирившимися с тем, что вы совершили ошибку, приняв решение оставить что-то.

Но знаете что? Вы были правы, полностью и безоговорочно правы, когда почувствовали злость или грусть от того, что не получили той поддержки, которая вам была нужна; когда поняли, что есть что-то не то в том, что вам сказали. Вроде как и правильно говорят, что если уж взялся, то продолжай, доводи до конца. Но вы это бросили не просто так — и тут вспомните ваши причины это сделать. Вспомните сами причины, без оценок. Не важно, насколько эти причины могут показаться уважительными кому-то, кроме вас. Если для вас они стали достаточным поводом бросить что-то, значит, эти причины — весомые и настоящие. Но почему окружающие так не считают? Почему обвиняют вас в слабости, бесхребетности, безответственности? И даже если вслух они говорят другое, почему вы чувствуете себя виноватым и неправильным?..

Я продолжу в следующем посте о том, почему “бросать, нельзя терпеть”, и о том, что всё-таки можно взяться за гуж и обнаружить себя не дюжим.

Часть 2. 

Часть 3.

1 комментарий:

  1. Сложно сразу полностью принять такое мнение, но ещё сложнее с ним не согласиться, поскольку подобные (но не столь упорядоченные) мысли посещали меня. Было очень приятно читать и удивляться: "как это смело, как это верно"

    ОтветитьУдалить