четверг, 16 июня 2016 г.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: С ЧЕГО НАЧАТЬ?


веду здоровый образ жизни 
а он за мною не идёт 

© bazzlan


В последние месяцы я обдумываю один прекрасный большой проект, о котором расскажу позже, и в работе на этим проектом я регулярно встречаюсь с темой осознанности. И чем дольше я размышляю, тем больше убеждаюсь, что осознанность спасёт человека от множества уже существующих проблем и предупредит некоторые новые. Поэтому я, вероятно, буду продолжать писать об осознанности в разных занятиях, а пока расскажу об осознанности в теме ЗОЖ. 

И расскажу я вам вот что: вести здоровый образ жизни не нужно. 

Нет, я не склоняю вас на тёмную сторону безвылазного лежания на диване с пиццей, кофе и жирочками на боках. Я говорю о том, что не нужно вести здоровый образ жизни в привычном нам понимании, не нужно целенаправленно упорядочивать свою жизнь: садиться на диеты, вывешивать на холодильник листок со списком «здоровых» продуктов и их калорийностью, графиком питания в духе «после 18:00 не жрать»; не нужно составлять распорядок дня, где чётко прописано время подъёма, пробуждения, выполнения физических нагрузок; не нужно начинать бегать по утрам, потому что это всем полезно; не нужно усилием воли отказываться от каких-то вещей и от общения с людьми, в компании которых «я же обязательно объемся: ты так аппетитно уплетаешь пельмешки, ты плохо на меня влияешь»; не нужно следовать универсальным правилам «с понедельника» и выполнять их все и сразу. Скорее всего, все и сразу даже не получится. Невозможно встать раненько утром и обнаружить себя человеком с восхитительной силой воли, который живёт по распорядку и ведёт здоровый образ жизни, а не тем же ленивым засоней, которым был вчера.

Я иногда веду здоровый образ жизни в полном его смысле: питаюсь разнообразно, сплю много и вовремя, не пью алкоголь, делаю зарядку ежедневно, гуляю на свежем воздухе, посещаю врачей с профилактическими осмотрами и с острыми заболеваниями, держу осанку и пребываю в хорошем настроении. Очень иногда я делаю это всё одновременно. И никогда не говорю о себе, что живу по правилам ЗОЖ. Мне не слишком нравится идея следовать чужим правилам, которые должны сделать мою жизнь лучше. Я говорю, что осознаю потребности и желания своего организма, его состояние, реакции на обращение с ним, и делаю то, что вызовет у него положительный отклик. То же касается и занятий спортом. Я смотрю на тело и понимаю, в каких его частях есть что исправлять и укреплять, я читаю об упражнениях и ограничениях на их выполнение, об ограничениях в физической нагрузке, которые накладывают мои слабовидящие глаза. А потом пробую и оцениваю результат и свои впечатления от процесса.

А когда я нарушаю здоровый образ, я беру на себя ответственность за это решение и понимаю, какие будут последствия, как я должна буду их исправлять, если это возможно, и не испытываю страданий о том, что сбилась с «верного» пути. Потому что единственного верного пути нет. Любой путь, который я сама выбрала, — верный. Даже когда я хочу съесть бургер и запить его газировкой, я нахожусь на верном пути: я делаю именно то, чего просит мой организм.

И да, если вы позволите себе всё, чего хотите, это не значит, что вы начнёте ежедневно питаться только «нездоровой» пищей, что вы вообще начнёте делать всё только «вредное». Когда вы научитесь слушать себя и своё тело, когда вы научитесь слышать и реагировать, подходящий для вас образ жизни сложится сам собой. И этот процесс занимает время, для каждого человека своё, в зависимости от того, насколько он находится в контакте в собой и телом в начале пути. Я сделала большой скачок в развитии осознанности не меньше, чем за год, точнее не помню, и после этого продолжаю развиваться дальше, потому что это как раз та тема, в которой лучшее — не враг хорошего.

А что касается этого самого понедельника, с которого все мы начинаем жить правильно, то этот понедельник не один. Я пыталась начинать новую жизнь столько раз, что уже и посчитать их не смогу, но каждый раз, что закономерно, попытки проваливались. Я долго не могла найти ресурсы для разных новых и полезных занятий даже в удовлетворении от того, что мне удавалось их сделать. А решение жить по-новому принимала обычно в состоянии «на дне», когда я смотрела на свою жизнь и понимала, что так никуда не годится, и одновременно была очень сильно такой жизнью измотана. В таких условиях ни силы воли нет, ни даже просто физических сил. Организм сопротивляется любой энергозатратной деятельности, и будет полезным сначала восстановить свои ресурсы, как минимум, высыпаясь в течение нескольких дней. А затем вводить по одной новой привычке или изменять устоявшиеся, но нежелательные способы поведения. И опять же — непрерывно прислушиваться к организму, давая себе время на отдых при необходимости и даже отказываясь от чего-то ненадолго или навсегда, если это оказалось неподходящим вообще или на данном этапе жизни.

Всё, что вы делаете для себя, должно быть адекватным вашему состоянию, условиям жизни, времени года и времени суток, загруженности на работе или учёбе и даже материальным возможностям.

Кстати, о поедании всего подряд есть замечательная книга Светланы Бронниковой (svetlyachok.livejournal.com) «Интуитивное питание». Она адресована в основном тем, кто имеет расстройства пищевого поведения, в частности, лишний вес, но будет очень интересна и стройным читателям. Эта книга как раз о том, как можно есть всё, что хочется, об осознанности в теме пищевого поведения и об особенностях физиологии нашего пищеварения. Она написана лёгким языком и с долей юмора, так что чтение будет ещё и приятным времяпрепровождением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий