понедельник, 24 июля 2017 г.

FLYLADY В МОЁМ ОПЫТЕ

Юный Сяо, один из лучших учеников, решил сделать сад камней дзен. Но, как он ни бился, ему никак не удавалось сделать так, чтобы пятнадцатый камень был незаметен с любого ракурса.
Подошёл Учитель:
— Проблемы? — спросил он.
— Никак не могу скрыть пятнадцатый камень, — пожаловался юный Сяо.
Учитель подумал и сказал:
— Да выкинь его вообще нахрен.
Юный Сяо ошалел от такого гениального решения Учителя и тут же обрёл просветление.

Как-то так я и подхожу к выбору инструментов для деятельности, когда речь идёт о системах инструментов. Оставляю 14 полезных камней и без сожалений отказываюсь от пятнадцатого. 




В конце концов, методы — не вещи. Ими либо пользуешься, либо нет, и нельзя сложить неиспользуемые методы на полку, как ненужные предметы. Это и хорошо — они место занимать не будут, да и “выбросить” их проще: просто перестаёшь использовать то, что не нужно, не подходит, причиняет неудобства или не радует.

Точно так же я использую систему ведения домохозяйства ФлайЛеди, с которой познакомилась через маму. Я, конечно, не избежала участия в разных активностях, когда мама ими усиленно занялась много лет назад. Как достойное дитя своих родителей, я имела много всякой всячины, которую нужно было расхламлять, и разнообразный опыт расхламления и систематизации. И полезные привычки мы формировали всей семьёй, с папой, потому что жили и пользовались квартирой вместе. Было бы крайне неверным, если бы о чистоте дома заботились только женщины. А сейчас я живу вне родительского дома, сначала в общежитии с разными соседями, потом в квартире на троих, потом в квартире одна, теперь с партнёром. И веду хозяйство сама, пользуясь теми методами, которые для меня удобны.

Живя в общежитии и первой съёмной квартире, я вообще над темой систематизации процесса уборки не очень парилась. Период жизни был сложный и неосознанный, комнаты принадлежали не мне одной, и я скорее была обычной “стихийной” хозяйкой своих пространств и вещей: делала генеральные уборки, когда наступал и несколько дней держался хаос. Пример такого же способа вести дела я наблюдала много лет в семье своей подруги. Самое яркое, что я помню, это чувства, которыми она делилась до и после таких генеральных. Все заранее ожидали дня уборки, как чего-то отвратительно неприятного, не строили на этот день никаких своих планов; потом быстро уставали физически и эмоционально и больше, активнее конфликтовали в процессе и после. А потом чистота очень быстро сменялась беспорядком, вызывая ощущение, что все усилия по наведению порядка тщетны, обесценены.

Я от стихийных уборок и состояния непрерывного хаоса была не в восторге, и как только появилось пространство, принадлежащее мне одной целиком, занялась осознанным ведением хозяйства и вернулась к тем методам, которые предлагает ФлайЛеди. И с методом “изнутри наружу” я была знакома. Так что даже точно не помню, какие мои привычки из какой системы ко мне пришли. Кстати, в асином вводном посте я встретила незнакомую систему — 5С — и пошла гуглить. Писать о ней я не буду, но должна сказать, что 5С содержит обязательный пункт, без которого все остальные невозможны и бесполезны: стандартизация — набор правил, инструкций, технологий, охватывающих все процессы. Этот пункт помог мне понять, что и Флай, и “изнутри наружу”, и КонМари, и прочие способы сделать дом чистым — и есть те самые конкретные инструкции к делам в разных аспектах уборки и хранения.

Поделюсь теми правилами и привычками, которыми пользовалась последние два года в своём доме. Тут ещё важно заметить, что критерии порядка и хаоса у всех людей разные, и для меня бардак начинается не тогда, когда что-то лежит не на месте, а когда я начинаю терять вещи, не находя их в отведённом месте и не помня, где я ими в последний раз пользовалась и куда положила. Отсюда и начнём.

1. У каждой вещи должно быть своё место. И место должно быть наиболее близким и удобным к тому, где вещь используется. 
У моих вещей есть места, но не всё удаётся в условиях маленькой площади хранить рядом с местом использования. Что-то время от времени растаскивается по другим углам и запускает там хот-спот. Однако оказалось очень важным отвести удобное место под те вещи, которыми я пользуюсь регулярно. 

2. “Взял, попользовался — положи на место”. Правило, которое я обязательно выполняю по отношению к инструментам. И канцелярские, и кухонные, и рукодельные сразу кладу на место. Одно из моих любимых развлечений — утаскивать ножницы из-под носа у партнёра, думая, что он уже закончил ими пользоваться. А потом выслушивать его удивлённые размышления о том, почему я такая странная. =D

3. Мусор тоже сразу кладу “на место”. У меня есть мусорные вёдра и ведёрочки в каждой комнате. В спальне на косметическом столике стоит небольшая корзиночка. Такая же — в зале на рабочем столе для канцелярского мусора. Когда шью, ставлю в зале пакет для рукодельного мусора, которого обычно так много, что в корзиночку не помещается. Большие вёдра в ванной и кухне. И в кухне же на рабочем столе — маленькая корзинка с мешочком для того мусора, который образуется в процессе приготовления еды. Потому что удобнее выкидывать всё рядом с собой, чем тянуться к ведру.
Когда приходят гости, мусор генерируется куда быстрее: упаковки от гостинцев, чай  в пакетиках, много салфеток… В таких случаях особенно важно уносить мусор, как только он появляется.

4. “Делай по пути”. Иду мимо спальни в кухню — уношу из зала то, что должно храниться в спальне и в кухне. Чищу зубы — свободной рукой протираю раковину или зеркало. Иду в туалет — уношу из зала полную мусорную корзиночку, чтобы выкинуть содержимое в большое ведро. Иногда, когда мало времени на какие-то дела дома или за его пределами, имеет смысл потратить пару минут на размышления о том, что удобнее сделать по пути и в каком порядке, чтобы закончить быстрее. И в связи с этим следующий пункт.

5. Планирование и списки. Я всегда питала неуёмную страсть к блокнотам и спискам, потому ФлайЛеди в этом моменте ничего нового мне не дала. У меня был дорожный блокнот, когда я начала учиться и несколько раз в год ездила домой. Там были и списки вещей на каждую поездку, по которым я собирала чемоданы перед отъездом и перед возвращением. И списки с идеями гостинцев. И планы на совместное время с родными и друзьями. Есть крошечный блокнот, который я ношу с собой и в который записываю или зарисовываю все идеи о шитье одежды, выдуманные или подсмотренные на окружающих. Есть небольшой еженедельник, в котором собраны все мои планы. Есть большой блокнот-дневник, в котором я пишу планы, списки и схемы важных, глобальных вещей. Ещё много разных списков я храню на отдельных листочках. До того, как я начала пользоваться приложением GoogleKeep, в прихожей лежал блок стикеров. Когда нужно было составить список, я приклеивала листочек на зеркало и писала там по мере вспоминания список продуктов, лекарств или других штук, которые нужно купить. Когда я ежедневно делала зарядку, на стене висел листочек с упражнениями. Когда я шью, я записываю план действий, порядок операций. 

Планировать и записывать важно. Память — штука несовершенная. И чаще подводит в те самые моменты, когда особенно нужно быть собранным и ответственным. В сложные эмоционально или физически периоды стоит записывать всё. Мой последний пример — переезд. Я планировала разные дела и непосредственно по переезду, и по увлечениям, встречам с друзьями, танцам, и на фоне сильной усталости о некоторых делах забывала и начинала планировать новые занятия на то же время. Если бы не вела ежедневник, пришлось бы очень много отменить, перепланировать, передоговориться с толпой людей… Чем сильнее утомление и чем ярче эмоции, тем хуже работает голова, и доверять всё важное стоит не ей, а бумаге или электронным носителям. Кроме GoogleKeep, есть ещё Evernote и Trello из популярных приложений-ежедневников, они все разные, и можно выбрать наиболее подходящий для своих дел.

6. Таймер. Делать уборку по таймеру восхитительно удобно. В своей квартире я выделила пять зон: зал, спальня, кухня, коридор и ванная (последние две зоны чаще сливаются в одну). Конечно, в новой квартире зоны будут другими. В зависимости от объёмов хаоса я ставлю таймер на 7, 10 или 15 минут. Этих промежутков обычно хватает на то, чтобы собрать весь мусор, положить все вещи внутри комнаты на место и вынести из неё вещи из других комнат, протереть поверхности, заправить диваны-кровати. Иногда остаётся время на веник или пылесос. Когда первый круг заканчивается, я иду снова по таймеру в те помещения, где ещё остались дела. Обычно кухня требует двух-трёх заходов, если нужно мыть посуду. После всего я подметаю/пылесошу и протираю пол. Дом чист.

Что даёт таймер? Во-первых, он не позволяет утомиться от одного процесса. Я то мою посуду, то бегаю и собираю мусор, то сижу и перебираю кучу бумаг на столе. Во-вторых, он заставляет собраться и не отвлекаться на интернет и другие дела. А когда упорно и сосредоточенно работаешь над одним процессом, то получается быстро и эффективно. За 10-15 минут можно горы свернуть! В-третьих, он помогает проанализировать и посчитать время, которое потребуется на уборку. Если беспорядок небольшой, то его можно убрать за 30-40 минут. Если большой, то за час-полтора. Особенно это знание полезно перед приходом (в том числе внезапным) гостей. И в целом удобнее планировать своё время, когда есть чёткое понимание временных затрат. В-четвёртых, даже если 15-минутных отрывков не хватает, чтобы всё убрать, в каждой зоне есть прогресс, и завершить в каждой комнате по чуть-чуть проще, чем упахаться в трёх зонах до победного и обнаружить ещё неприбранную кухню. 

Всего шесть инструментов, которые облегчают мою жизнь и очень легко сосуществуют с ленью. Потому что когда я делаю дела по пути и понемногу, это не утомляет, не отнимает много времени и потому не вызывает протестов. Кстати, о протестах. Я очень удивилась и удивляюсь до сих пор тому протесту “против системы”, который встретила в отзывах под асиным постом про ФлайЛеди. Когда мама ею увлеклась и заразила меня, я была подростком и, как все обычные подростки, болезненно реагировала на правила, законы, порядки. Но не испытала никаких проблем с ФлайЛеди, потому что вообще не воспринимала её как систему, большую и ужасную, которая меня поработит. Это было для меня скорее сундуком с сокровищами — много разных интересных вещиц-инструментов, которые можно очень долго перебирать, рассматривать те, которые мне интересны, и откладывать те, которые внимания не привлекли. 

Я обнаружила сначала в методе “изнутри наружу”, а потом и во Флай ту самую рациональность и формальность подхода к делам, которые кажутся мне необходимыми инструментами для качественной жизни и эффективности любых процессов. То, что не формализовано (не определено и не посчитано), не работает. И потому я продолжаю пользоваться тем, что дали мне эти системы, и тем, что сформулировала для себя сама. И с радостью делюсь с людьми этими находками. Сегодня — по маминой просьбе рассказала на своём примере, как применить, подстроить под себя, выбрать полезное из целой системы.

5 комментариев:

  1. Спасибо за рассказ. Жаль, что мы втроём разошлись в понимании ))
    И ты, и твоя мама, говорите не об использовании всей системы, а об использовании элементов системы. Если начать выдёргивать то, что тебе подходит откуда угодно, получается что вроде как и в системе, а вроде как и нет...
    Я в своих постах анализирую исходные системы, потому что далеко не все могут и/или хотят что-то преобразовывать, менять, подстраивать... Это как с рецептами - чтобы взял нужные продукты, выполнил действия и гарантировано получил результат. А когда надо импровизировать, у многих получается недоразумение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ася, да, я подстраиваю систему под себя. Но от того, что я беру не все её инструменты, те, что я использую, не перестают быть частью ФлайЛеди. Они по-прежнему подчиняются той концепции, философии, которую предлагает Флай. =)

      А тех людей, которые не хотят позаботиться о себе и выбрать из набора только подходящее, отбросив ненужное и неприятное, мне жаль: они, наверное, и не дождутся в этой жизни такой системы, которая бы полностью соответствовала их требованиям. =(

      Удалить
  2. Мне как раз очень близки все твои пунктики, Славяна, - и выполнять несложно, и результат от выполнения гарантированно есть... Когда часто в разъездах и каких-то срочных работах, занимающих практически целый день, подстроиться под определённую систему, не нарушая всех её прописанных пунктов, очень сложно. Потому,как я считаю, можно выбрать те, которые подходят тебе, и начать выполнять хотя бы их. И пусть это не совсем система, но результат появляется)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, и в самом деле гарантированный результат (даже если небольшой) очень радует и помогает. =)

      Удалить
  3. Очень правильные пункты.) Наверное, если задуматься и сформулировать, то я точно так же прибираюсь.) Только я не ставлю таймеры, потому что очень люблю прибираться, прям медитирую на это дело и отдыхаю в процессе. Я прямо окрыляюсь душой, поэтому все так, кроме ограничения по времени, я имею ввиду жесткого. Хотя ограничивать себя порой очень полезно, а то так можно застрять где-то в одном месте.)))

    ОтветитьУдалить