пятница, 21 июля 2017 г.

НАМ ПОРА РАССТАТЬСЯ

Снусмумрик сел рядом с ним и стал успокаивать его:
— Я знаю, всегда тяжело, когда хочешь что-то иметь, унести это с собой, чтобы оно принадлежало только тебе. А я просто смотрю на них, а когда ухожу, они остаются у меня в памяти. Есть более приятные занятия, чем таскать чемоданы.
— Ведь я мог бы положить их в рюкзак, — мрачно сказал Снифф. — Одно дело смотреть на них, а другое — трогать их и знать, что они твои собственные.
•••
Пока я живу здесь, всё, на что я смотрю, моё. И я этому радуюсь. Вся Земля моя, если хочешь знать.
•••
Она решила раздать свое имущество, чтобы вокруг нее стало побольше воздуха.

Туве Янссон «Комета прилетает»


Я переезжаю. И этот переезд — не последний на ближайшие годы. Я переезжала в 2012-м, 2013-м, 2014-м и 2015-м. В другую страну, в другую комнату в общежитии, на другую улицу и в другой район города. В 2016-м традицию нарушила, а в этом году переезжала снова. =D И снова — в другой район, за 25 км от моего прежнего дома. И сейчас, в отличие от всех прошлых разов, когда я просто тащила за собой всю свою жизнь, появилась необходимость расстаться с частью вещей.

Когда в кино показывают, как люди переезжают, обычно в кадре появляются опустевшие стены и шкафы и куча однотипных коробок, в которые всё имущество уже удобно упаковано, подписано и готово к погрузке. А как оно попало в коробки, и всё ли попало, а если не всё — то почему, не показывают.

Сначала я перебрала и подготовила к упаковке всё, что лежало вне шкафов. А потом начала с книжного шкафа, разобралась с книгами, бумагами, красками и мелкой канцелярщиной. Потратила на это много времени. Выдохнула с облегчением: “Ну вот, целый шкаф освободила!” А потом опустила взгляд и наткнулась на второе отделение шкафа. Открыла дверцу… Ужаснулась. И через несколько подобных случаев родился новый пост в инстаграме:

ОХ**ТЬ.
Это именно то, что я думаю, когда обнаруживаю ещё один шкаф, в котором лежит ещё тонна вещей, которые я должна перевезти с собой или отправить в Астану. Большая часть книг пока не прочитана. Стопки бумаги, которую я испишу и изрисую, если буду писать и рисовать непрерывно как минимум в течение года. Старые рисунки и записи, которые не несут ценности, но и выкинуть их мучительно невозможно. Десять коробок с тканями и ещё три пакета. Тоже с тканями. Машинка, оверлок и несколько коробок с инструментами и фурнитурой. Два чемодана и несколько коробок с одеждой, которую я не буду носить. Шкаф и вешало с одеждой, которую я буду носить. Кровать, шторы, кресла, табуретки, картинки на стенах, полочки и крючки. Кухонная утварь — всё необходимое и ещё кое-что по мелочи, что заполняет все кухонные шкафы.

У меня есть всё, что нужно и не нужно для комфортной жизни в относительно просторной и удобной квартире. Для жизни в одиночестве. А теперь я должна решить, что из этого всего я возьму в своё будущее. Что возьму в совместную квартиру с партнёром, а что отправлю домой, чтобы отложить решение судьбы этих вещей на потом. А с чем я расстанусь навсегда.

И это так трудно”.

Через несколько дней, полных сложных решений о судьбе вещей, мой друг пришёл, чтобы купить одно из моих кресел-мешков. Я ещё отдала ему кружку, у него же и стыренную когда-то; пару жестянок из-под газировки, из которых хотела сделать подсвечники, но теперь их сделает он; набор картинок с персонажами игры, который висел на стене в прошлой квартире, где мы жили весёлой компанией. И уже в прихожей, перед его уходом, я встретила одну из своих прекрасных сумок, которых было огромное и бесполезное множество. И решила передать её девушке друга, которой сумка должна была понравиться. А он говорит:
— Сумку передам, конечно. Но ты решила сгрузить мне все вещи, которые жалко выбросить?
И тогда я поняла, что действительно готова переложить ответственность за эти вещи на кого-то другого, в отчаянии раздать или выбросить всё не глядя.
— Раньше я все эти вещи любила. Даже те, которыми мало пользовалась. А теперь я их ненавижу, они угнетают меня своим количеством. Они больше мне не нужны, но расставаться с ними так больно, будто они живые. Я так устала.


И когда я это осознала и озвучила, мне пришлось что-то с этим осознанием делать. Я решила, что буду пытаться обходиться меньшим количеством вещей; меньше покупать; легче выбрасывать ненужное и состарившееся, а не оставлять всякую чушь на случай, если она пригодится; не привязываться к вещам так сильно, как привязывалась раньше. Потому что эта привязанность высасывала силы. И тогда, когда я вещами пользовалась, ухаживала за ними и приводила в порядок забитый под завязку и потому легко скатывающийся в состояние хаоса дом. И тогда, когда пришла пора от вещей отказываться. Это решение коснулось и одежды, и кухонной утвари, и книг, которые я начала срочно читать, чтобы вскоре отдать их или положить на полку буккроссинга, и материалов для рукоделия, которые пора извести на поделки, вместо того, чтобы чахнуть над ними, как царь Кащей.

Выкидывать вещи всё равно было тяжело. Особенно те, которыми я пользовалась мало. Жалко было и сами вещи, и деньги, на них потраченные. Но я подумала, что пусть это будет уроком и предостережением от необдуманных и излишних покупок.

Так я колбасилась три недели, уставая и физически, и морально. К концу переезда немного научилась выбрасывать без сожалений, даже вошла во вкус и почувствовала некоторое облегчение, когда увидела все свои вещи в масштабах новой квартиры, и поняла, что меньше — лучше, свободнее, живее.

А потом пошла и купила себе стол. =D Который на самом деле сейчас необходим, чтобы мне было где шить. Но при следующем переезде и с ним придётся расстаться. =)))

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Даа, после нескольких простых переездов было неожиданно, что это на самом деле отнимает столько сил.

      Удалить
  2. Интересные размышления, Славяна. Вещизм - одна из особенностей мира потребления. Нам кажется, что всё это нам нужно, но на самом деле нет. Я это вижу сейчас на примере моей мамы: 15 лет она уехала в Россию вместе с отцом, оставив всё "на хранение" брату и начав всё с нуля на новом месте. Брат эту жизнь (вязальные нитки, подписки журналов, запасы хрусталя) сторожил 15 лет. Целая комната воспоминаний. Сейчас он от этого избавляется. Маме очень неприятно и больно. Она на нас обижается, когда мы говорим про устаревание и обветшание.
    Однако, теперь я знаю с какой стороны подойти к одному очень важному вопросу при написании своих постов про уборку )) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ася, рада, что мои размышления оказались полезными, посты ваши читала и жду следующих.))
      Мама ещё попросила поделиться своим опытом ведения автономного хозяйства, так что складывается в блогах сезон разговоров про уборку. =)

      Удалить
    2. Ну а чем ещё летом заниматься-то? )) Самое время ))

      Удалить
  3. Спасибо за размышления! Эх, этот пост и месяц назад, когда мы переезжали в другой город))). Я практически плюшкин, так трудно с вещами расставаться((

    ОтветитьУдалить