понедельник, 23 января 2017 г.

ОСОЗНАННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

добро повсюду сеял петя
то зонт посеет то айфон
© bazzlan

Возвращаюсь к теме осознанности, которую начала в посте про ЗОЖ. Я люблю думать о себе, что я очень осознанный человек. Что такое осознанность, коротко и сухо рассказывает Википедия. Как её развить, рассказывают сотни статей и тренингов, психологических, эзотерических (последних намного больше, но лучше бы вообще не было)... Ещё и я расскажу, я тоже умею. Тема очень сложная и большая. Поэтому буду есть слона по кусочкам: в этом тексте расскажу об осознанности в ситуациях, когда она особенно нужна: когда мы переживаем сильные эмоции, когда мы в плохом физическом состоянии, когда мы в стрессовой или опасной ситуации. В таких условиях и с очень осознанными людьми происходят приступы “несознанки”, со мной случаются тоже.




Например, в конце весны я оставила телефон в институте после долгого утомительного дня. Я не успела уйти далеко, когда поняла, что не помню, как положила его в сумку. Перерыла вещи в сумке, проверила все карманы в одежде и не нашла. Возвращаясь, заранее расстраивалась о том, что делать, если не найдётся. К счастью, добрые люди в институте увидели мой телефон и отдали вахтёрам, так что наша разлука с ним была недолгой. Такие серьёзные приступы неосознанности случаются со мной очень редко, но когда случаются, заставляют меня хорошо обдумывать произошедшее и понимать, почему это случилось и как действовать, если случится ещё раз.
Когда мы с большой лёгкостью теряем сосредоточенность на происходящем с нами, на состоянии “здесь и сейчас”?

Когда наши витальные потребности не удовлетворены. Точнее, когда они не удовлетворены уже некоторое время и дискомфорт слишком велик. Мы сильно хотим пить, есть или в туалет; очень холодно или жарко; что-то сильно болит в теле; мы утомлены, измотаны или сильно хотим спать. И ещё — когда мы остро заболели.

Когда мы находимся под действием сильных эмоций, будь то радость, или горе, или волнение. “Я так радовалась, что ничего вокруг не замечала!”

Когда мы находимся в ситуации, опасной для нашей жизни или здоровья. В этом случае мы и переживаем сильные эмоции, ужас, например, и наша базовая потребность в безопасности находится под угрозой.

Эти случаи в целом можно разделить на две группы: первая — когда что-то в организме “не так”, и он стремится это срочно исправить, направляя на это все ресурсы и внимание; вторая — когда говорят эмоции, а разум молчит.

А произойти в таком приступе может много чего неприятного. Что-то где-то забудем, потеряем, не заметим чего-то важного, опоздаем, позволим карманнику в транспорте вынуть кошелёк из сумки... Очень велик и риск физических травм, от пореза ножом дома до попадания под машину где-то на улице.

Что нужно, чтобы этих неприятностей избежать? Как написано в инструкции к моему фотоаппарату, “если дисплей выключен, то нажмите кнопку включения дисплея”. Помните слоган Nike: “Just do it” — “Просто сделай это”? Восхитительный метод решать проблемы, кстати. ;) Если вам недостаёт осознанности или вы находитесь в стрессовой ситуации, то целенаправленно станьте осознанным, сосредоточьтесь на моменте. Когда вы замечаете, что что-то “не так” в теле или в эмоциях, произнесите про себя: “Сейчас я чувствую себя плохо/устал/очень голоден. Значит, я должен сделать вот это для решения своей проблемы, а по пути я буду сосредоточен на своём теле и на окружающем мире”. Полезно остановиться на минуточку (буквально остановиться, даже на улице), придумать решение проблемы и дальше занимать голову не его поисками, а вниманием к происходящему. Удобно убрать все мелкие вещи в сумку или карманы и нести в руках минимум вещей, чтобы не рассредоточивать внимание на множестве мелочей, а также стоит выключить музыку в наушниках. Мне ещё помогает такой приём. Когда я куда-то захожу, я думаю: “У меня в руках две вещи (куртка и сумка, например)”. Когда я выхожу, я проверяю, что вещей и сейчас две, и я нигде ничего не оставила. В целом очень удобно иметь для всего свои места в сумке или карманах одежды и класть эти вещи на места. Через время это станет автоматической привычкой, и руки будут “сами”, минуя осознавание, класть телефон в карман для телефона. И стоит постоянно задавать себе вопросы: “Где я? Что вокруг? Что я делаю? Что я чувствую? Что происходит с моим телом?” и другие, о которых, например, писала мама в жЫринке.

Если же вы находитесь под действием сильных эмоций, то советы в целом такие же: осознать эмоции, назвать их (злюсь, боюсь, радуюсь); замедлиться и подумать о том, есть ли что-то в ближайших делах, что может от влияния эмоций пострадать (если вы лежали на диване и чему-то жутко огорчились, то таких дел окажется меньше, если шли по улице или работали работу, то больше); решить, что из этого можно ненадолго отложить; стараться задавать себе вопросы обо всём происходящем.

Вывод такой: чтобы быть более осознанным, развивайте осознанность. Других способов и нет, наверное. :)

А если вы и без влияния стрессов и эмоций постоянно что-то теряете, забываете, травмируетесь и “витаете в облаках”, то вам тоже поможет повышение сосредоточенности на нынешнем моменте и на том, чем вы в этот момент заняты. Ещё это называют состоянием “здесь и сейчас”, и оно точно отражает суть процесса: думать о том, что происходит и что я делаю прямо сейчас и именно там, где я есть. Наверное, все рукодельницы знают это состояние: когда что-то делаешь руками, обычно нельзя думать о разном, а нужно сфокусироваться на работе, иначе неизбежны ошибки. То же самое и во время приготовления еды. То есть наверняка у вас уже есть опыт осознанных действий, и его можно вспомнить, обдумать и перенести на все остальные дела.

С тех пор, как я начала развивать свою осознанность и лучше понимать, что это такое, я стала замечать, как много проблем словно бы отпадают сами собой, а качество жизни и удовольствие от неё растут. Разумеется, это происходит не само по себе, а является естественным следствием повышения осознанности. С течением времени всё меньше и меньше сил уходит на то, чтобы фокусироваться на нынешнем моменте.

Мы с мамой решили затеять небольшой и очень интересный марафон на эту тему. А начнём его через пару постов об осознанности (примерно в середине февраля).

Комментариев нет:

Отправить комментарий