среда, 28 декабря 2016 г.

ПРО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ И СВОЕМУ ТЕЛУ

Возникает любопытный парадокс – когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно.*
Карл Роджерс

Лифт к успеху не работает. Используйте ступеньки. Шаг за шагом.
Джо Жирар

Скоро Новый год. :) А за ним — целых 365 новых дней, о каждом из которых мы думаем, что он будет приятнее и уж точно лучше, чем нынешние дни. И ещё думаем, что смена даты — это хороший повод начать ту самую Новую Жизнь, о которой мы мечтаем перед сном и забываем по утрам, начиная день по привычке так же, как и все дни “старой” жизни.



Однако очень сложно или почти невозможно начать новую жизнь внезапно, заменив** все нежелательные привычки на новые и полезные за один день. В тексте про здоровье и осознанность я уже говорила об этом. Приобретение новых привычек требует больше ресурсов в сравнении с действиями по старым схемам. Потому что необходимо осознавать все свои действия, чтобы заметить, когда начинаются старые сценарии; требуется волевое усилие, чтобы этот сценарий остановить и запустить новый; на поддержку нового сценария тоже нужны силы, особенно в начале. Если решить делать всё по-новому в первый же день новой жизни, то где взять столько сил на каждую полезную привычку?.. Скорее всего — негде.

Поэтому стоит начинать заменять нежелательное на полезное постепенно: успешно закрепили одну привычку, затем перешли к следующей. И каждое совершённое по-новому действие будет давать энергию и вдохновение, чтобы его продолжать.

Наверное, одно из самых популярных занятий, которые мы собираемся начать “с понедельника в новом году”, это спорт в любом виде. От утренней гимнастики до походов в тренажёрный зал, от танцев до боевых искусств — добиться желаемого можно разными способами. А желаемое — постройнеть или наоборот поправиться, укрепить мышцы, увеличить гибкость, стать более раскованным или ловким и выносливым… И всего этого хочется, когда мы смотрим на себя в зеркало и думаем, что не можем любить себя с таким телом, но если оно изменится, то обязательно сразу полюбим. Ну а если мы не справляемся с регулярными занятиями спортом, то это становится ещё одним поводом для нелюбви…

В течение последних нескольких лет я от избытка любви к себе не страдала. Страдала от недостатка, но думала, что если я буду собой недовольна, если я буду на себя злиться, то смогу использовать недовольство собой, чтобы всё-таки начать заниматься спортом. Здесь я должна заметить, что у худых людей тоже бывают проблемы с принятием своего тела. Со стороны может казаться, что если худой, то обязательно счастливый. Но на самом деле это не так. В моей жизни после резкого ненамеренного похудения начались разнообразные проблемы и со здоровьем, и с внешним видом. Я решила, что спорт сможет мне помочь набрать вес за счёт мышц. Я совершила много неудачных попыток начать делать упражнения, но так и не смогла начать заниматься спортом регулярно. И продолжала себя за это корить.

Потом я узнала верную с точки зрения психологии формулировку любви к себе. Выглядит это достаточно просто: любить себя — полностью принимать себя такой, какая я есть на данный момент, и рассматривать это состояние как исходную точку для изменений. Мои действия в прошлом привели меня к тому, что в настоящем я — вот такая. И прошлое уже не изменить, а значит, фокусироваться на нём и ругать себя за него бессмысленно. Если я хочу увидеть себя другой в будущем, то я могу сделать что-то сейчас, сегодня, завтра… И через время сегодняшний день станет таким прошлым, которым я буду довольна. И те действия, которые я буду совершать по-другому, приведут меня к другому результату в будущем.

Но это прекрасное знание помогло мне не сразу. Во-первых, человек, с которым я состояла в отношениях в тот период, из самых благих намерений (“Я же тебе помогаю, мотивирую!”) делал много замечаний о моём теле преимущественно в форме “Займись собой! У тебя вот здесь худо, тут дрябло, а тут мышц нет, качайся!” А я тогда ещё не знала, что имею полное право ответить “Моё тело — моё дело”, потому что тело каждого человека — только и исключительно его забота и его выбор, и об этом я обязательно напишу подробнее в будущем. А критика как способ мотивации не просто бесполезна, но даже вызывает обратный эффект.

Во-вторых, очень сложно по-настоящему принять себя и перестать гнобить при каждой неудаче. Мне для этого потребовался почти год. И однажды я, переодеваясь перед большим зеркалом, посмотрела на своё отражение и внезапно осознала, что я — худая и странная — прекрасна. Полностью, без оговорок и условий прекрасна прямо сейчас. Да, я продолжала видеть все недостатки внешности, но они больше не казались ужасными и непреодолимыми. И я почувствовала себя такой счастливой от этого, что прямо в этот день, не дожидаясь ближайшего понедельника, начала делать зарядку.

Начала с получаса — на большее я после нескольких лет, проведённых преимущественно на диване, сразу была не способна. И похвалила себя за эти полчаса. На следующий день позанималась опять и опять похвалила себя: уже два раза я сделала что-то полезное, я молодец. А затем за три дня, за неделю, за месяц… И каждый следующий раз, когда я сделала упражнения, и все постепенные изменения в теле — мышцы, вес, выносливость — были поводом для радости и гордости собой. А радость и гордость давали энергию продолжать. И со временем упражнения стали привычкой и даже потребностью. Если раньше я огорчалась, что вынуждена делать зарядку, то теперь испытываю дискомфорт, в том числе и физический, если пропускаю.

И сейчас, когда вы планируете, как провести следующий год, запланируйте не только те привычки, от которых вы будете избавляться, но и привычки, которыми вы будете их заменять, и комфортные лично для вас сроки и очерёдность достижения ваших целей. И помните, что даже путь в тысячу ли начинается с первого шага, как говорил мудрый Лао-цзы. :)

•••

*Пост о любви к своему телу, а цитата не только и не столько о теле. Это скорее о принятии себя целиком — и тела, и характера, и привычек, и всего, чем мы бываем недовольны в себе.

**Я использую слово “заменить”, когда говорю о новых полезных привычках, не случайно. Если вы ставите своей целью только избавиться от вредных привычек, то имеете меньше шансов справиться с этим. Потому что важно не просто перестать что-то делать, важно ещё и точно спланировать, что именно вы будете делать вместо старых действий. Иначе, как только вы заметите, что начинаете делать что-то по-старому, и решите это прервать, возникнет пустота. А природа пустоты не терпит, заполняет её либо другими, часто неполезными действиями, либо старыми, отработанными до автоматизма привычками.

4 комментария:

  1. О, как это верно! Я к зарядке привыкала долго... Наверное, больше десяти месяцев. А сейчас без нее и утро не утро! Славяна, с наступающим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, и вас с наступающим! :) Даа, когда говорят, что привычка формируется за 21 день, — сильно лукавят. И у меня привыкание к зарядке долго происходило.

      Удалить
  2. ой, а я еще ленюсь начинать зарядку! Понимаю, что с зарядкой было бы веселее и здоровее, но не готова!
    Славяна - молодца!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо! :) А лень — она полезная штука. ;)

      Удалить